2022 год останется в истории как год начала беспрецедентной войны в Европе. Нападение России на Украину поставило под вопрос современный миропорядок. И, конечно, затронуло Молдову. В этом подкасте - о том, как главное событие 2022 года отразится на Молдове и мире.
Между хейтом и солидарностью. Молдова на задворках войны. Подкаст “2022” #10
Мифы о «наглых» украинских беженцах и при этом — небывалая солидарность. Вскрывшиеся нарывы и недовольства и невероятная способность жителей Молдовы самоорганизовываться. Угроза трафика для украинских женщин и для них же — новые комьюнити-центры с курсами румынского языка. Эти полгода на задворках войны были в Молдове разными. Об этом мы поговорили в новом выпуске подкаста NM «2022». Он впервые был записан в формате оффлайн-мероприятия вместе со зрителями.Нашими спикерами стали:Правозащитница Татьяна Кебак, которая провела несколько недель в Паланке в разгар первой волны беженцевУчастница волонтерской группы «Молдова за мир» Констанца Доготару, которая тоже продолжает помогать украинцам и украинкамЖительница Одессы Наталья Дубовик, которая уже несколько месяцев живет в Кишиневе, а теперь работает в Национальной библиотеке Молдовы и учит румынский языкЕкатерина Дмитриева, которая родилась в Молдове, но последние 10 лет жила в Киеве, а теперь вынужденно вернулась на родинуМодератором дискуссии стала корреспондент NM Дарья Слободчикова.
9/6/2022 • 1 hour, 27 minutes, 46 seconds
Что делать, когда на тебя наступает танк? О Молдове и пацифизме. Подкаст «2022» #9
Пацифисткое движение в мире уже не раз поворачивало ход истории. Но война продолжает быть частью государственных политик, а насилие часто кажется единственным возможным ответом агрессору. В новом выпуске подкаста “2022” мы поговорили с социологом Виталием Спрынчанэ о том, возьмут ли граждане Молдовы в руки оружие в случае приближения войны к нашим границам, и почему мы не готовы по-настоящему быть пацифистами. А также о том, можно ли в принципе остановить танки мирным путем, и почему Молдове для этого надо было разрешить многолетние внутренние конфликты.
5/18/2022 • 44 minutes, 21 seconds
Россия, Молдова и «правильная память». Что теперь будет с Днем Победы? Подкаст «2022» #8
День Победы для Молдовы — давно точка споров. Но в этом году уже вся Европа приходит к этой дате со смешанными чувствами. Россия до сих пор претендовала на роль главного хранителя «правильной памяти» о Великой Отечественной войне. Но что будет теперь, после начала войны в Украине? Можно ли отделить привычный праздник от боевых действий в соседней стране? Стоило ли Молдове запрещать георгиевскую ленту? Как поступит Германия с пророссийскими автопробегами 9 мая?В очередном выпуске подкаста «2022» замредактора NM Ольга Гнаткова поговорила с историком, социологом, научным сотрудником Эйнштейновского форума в Потсдаме Михаилом Габовичем. Он много лет изучает культуру памяти в постсоветских странах, и в частности — историю и социологию Дня Победы.
5/7/2022 • 41 minutes, 19 seconds
Готовы ли жители Молдовы защищать страну? Подкаст «2022» #7
Война почти у границ Молдовы. Происходящее в Украине стало угрозой безопасности для всего региона. А случившаяся в Приднестровье серия взрывов только усилила тревогу и военные риски для Молдовы. Но готовы ли мы, позабывшие о войнах, к такому развитию событий? Готовы ли граждане Молдовы защищать страну?
В очередном выпуске подкаста 2022 мы говорим с директором института устной истории Молдовы, экс-постпредом Молдовы в ООН и в совете Европы о том, какие риски есть для Молдовы, есть ли у нас армия и пойдут ли простые люди в ополчение. А также о том, какой будет Молдова будущего.
5/5/2022 • 40 minutes, 14 seconds
Клоуны и герои. Есть ли место юмору во время войны? Подкаст «2022» #6
Война изменила жизни и планы многих людей. Украина притягивала к себе талантливых людей всех профессий и жанров, но звуки воздушной тревоги и взрывы все изменили.
В очередном выпуске подкаста «2022» мы говорим с Ваней Люленовым — стендап комиком и музыкантом из Молдовы, который несколько лет назад уехал «покорять» Украину, но долгий и упорный труд развалился в один день. Это история о юморе во время войны, новых ценностях и проблеме выбора.
4/29/2022 • 41 minutes, 30 seconds
(18+) «А вам, ***, русофобия не нравится?» Подкаст «2022» #5
Ксения приехала вместе с мужем из Киева. В Украине у нее остались родственники, а свекровь из Мариуполя, с начала марта не выходит на связь.
В пятом выпуске подкаста «2022» – история, полная боли и отчаяния о жизни и творчестве, которое осталось в прошлом, о ненависти и непонимании. А еще о любви и надежде на лучшее будущее, которое обязательно должно сбыться.
4/22/2022 • 22 minutes, 33 seconds
Травма свидетеля. Как жить, когда война рядом? Подкаст «2022» #4
В соседнюю с Молдовой страну пришла война. Каждый из жителей Молдовы является ее свидетелем. Мы беспокоимся о своем будущем, тревожимся за родных и близких, мучаемся чувством вины, устаем спорить и доказывать.
В очередном выпуске подкаста «2022» мы побеседовали с психологом Еленой Бычевой о том, как проживать сложные времена и позаботиться о себе.
4/16/2022 • 14 minutes, 9 seconds
От стыда до протеста. Почему нельзя молчать о войне? Подкаст «2022» #3
С начала войны в Украине у посольства России в Кишиневе каждый день проходят акции протеста. Начиналось это все с переписок нескольких человек в телеграмме и одиночных пикетов. Сейчас в сообществе около 200 человек, в том числе, граждане Украины.Это третий выпуск серии подкастов «2022», где мы продолжаем говорить с людьми, на чью жизнь повлияла война. Это истории ребят, которые считают протест своим гражданским долгом и рассказывают, почему в это время просто невозможно оставаться в стороне.2022 год навсегда войдет в историю, как год начала войны. Войны, которую Россия начала под предлогом защиты и освобождения русскоязычных в Украине. С первых дней российская пропаганда уверяла, что «освободителей» там ждут, а русскоязычные украинцы на протяжении 8 лет живут в страхе за себя, родной язык и «память предков», воевавших с нацизмом. В реальности же после 24 февраля мы поняли, что события Второй мировой войны не так эфемерны, а человека, развязавшего нынешнюю войну, все чаще сравнивают с Гитлером — главным преступником ХХ века.Подкаст «2022» – это подкаст новой реальности, в которой мы оказались, и будущем мире, который обязательно наступит.
4/1/2022 • 35 minutes, 21 seconds
Если ты русский, ты должен поддерживать Путина? Подкаст «2022» #2
Катя родом из Молдовы, но последние 10 лет – до начала войны – она прожила в Киеве. Это новый подкаст «2022» о том, как для нее началась война, как удалось эвакуироваться и что пришлось пережить. И еще немного о «холодной войне», ее последствиях, коллективной и личной ответственности.2022 год навсегда войдет в историю, как год начала войны. Войны, которую Россия начала под предлогом защиты и освобождения русскоязычных в Украине. С первых дней российская пропаганда уверяла, что «освободителей» там ждут, а русскоязычные украинцы на протяжении 8 лет живут в страхе за себя, родной язык и «память предков», воевавших с нацизмом. В реальности же после 24 февраля мы поняли, что события Второй мировой войны не так эфемерны, а человека, развязавшего нынешнюю войну, все чаще сравнивают с Гитлером — главным преступником ХХ века.Подкаст «2022» – это подкаст новой реальности, в которой мы оказались, и будущем мире, который обязательно наступит.
3/23/2022 • 23 minutes, 17 seconds
«Новый Гитлер» и русскоязычные, которых он пришел «освобождать»
2022 год навсегда войдет в историю, как год начала войны. Войны, которую Россия начала под предлогом защиты и освобождения русскоязычных в Украине. С первых дней российская пропаганда уверяла, что «освободителей» там ждут, а русскоязычные украинцы на протяжении 8 лет живут в страхе за себя, родной язык и «память предков», воевавших с нацизмом. В реальности же, после 24 февраля мы поняли, что события Второй мировой войны не так эфемерны, а человека, равязашего нынешнюю войну, все чаще сравнивают с Гитлером — главным преступником ХХ века.
В первом подкасте 2022 мы поговорили с русскоязычными украинцами, которых «пришли освобождать» российские войска. Это 5 историй людей разных возрастов – о «языковой проблеме» и родственниках в России, которые больше верят телевизору, чем родным людям.